beta
You are now in the beta
Therefore, some functions may not work correctly. Please let us know in any convenient way if you notice any critical malfunction

Сеть автомобильных дорог Украины

Современные сети автомобильных дорог Украины были созданы еще до 80-х годов прошлого века. Наибольшую интенсивность дорожное строительство имело в 60-70 годах. Эти дороги строились с соблюдением высоких стандартов и отвечали всем требованиям транспортных средств того времени. В настоящее время эти дороги обычно укрепляют и расширяют проезжую часть.

Но начиная с 90-х годов количество транспортных средств на дорогах выросло почти в три раза. А характеристики автомобилей значительно изменились, но в разы превосходили показатели автомобилей советского автопрома. Это привело к необходимости расширения, улучшения сети автомобильных дорог.

Для оптимального решения проблемы модернизации дорожной сети требовалось провести соответствующие исследования. Разработка методики и применение цифрового моделирования помогла выявить наиболее проблемные места в транспортных потоках и сформировать решение проблем по перегрузке на определенных перезагрузках участках дорог.

Классификация автомобильных дорог

Классификация дорожных путей осуществляется в соответствии с характеристиками:

  • значение дороги;

  • дорожное покрытие;

  • категория.

Классификация дорог по значению:

  • автомобильные дороги общего использования государственного и местного уровня.

  • улицы и дороги городов и других населённых пунктов;

  • ведомственные (технологические) автомобильные дороги. Это внутрихозяйственные технологические дороги, являющиеся собственностью юридических или физических лиц;

  • автомобильные дороги на частных территориях. Это авто дороги на территориях, находящихся в принадлежности юридических (негосударственных либо физических лиц).

В настоящее время протяженность всех автомобильных дорог, являющихся собственностью государства, равна 169,6 тыс. км, из них 52 тыс км. это дороги государственного значения, остальные 117,6 тыс. км. местного.

К дорогам государственного значения относятся международные, национальные, региональные и территориальные автотранспортные сообщения.

Международные дороги относятся к сети Европейских транспортных путей и имеют соответствующую индексацию и обозначаются буквой и двузначным числом. В Украине международные дороги обозначены индексом М01, М02, М03... М30. 

В соответствии с соглашением о главных транспортных сообщениях (AGR) от 15.11.1975  такие дороги обозначаются буквой "Е" и двузначным числом.

Индекс дорог следующих с запада на восток имеет в составе цифру, которая заканчивается на “0”(Е20, Е30 и так далее), а промежуточные дороги заканчиваются на четную цифру(Е12, Е14 и так далее).

Основные автодороги, соединяющие направление "юг-север", имеют индекс, который начинается на нечетную цифру и заканчивается на 5 (Е05, Е15), а промежуточные дороги этого направления имеют в конце нечетную цифру (Е01, Е03).

Дороги национального значения не относятся к международным дорогам и соединяют между собой Киев и административные центры областей. Такие пути имеют индекс, обозначаемый буквой "Н" и двузначным числом.

Дороги местного значения составляют значительную часть автомобильных дорог и делятся на:

  • областные;

  • районные.

Региональные дороги соединяют между собой областные центры и основные пути с аэропортами, большими железнодорожными узлами, портами, курортными зонами и значимыми культурными объектами. Индекс таких дорог начинается буквой "Р". Территориальные дороги соединяют между собой районные центры. Индекс таких дорог состоит из буквы "Т" и четырехзначного числа, в котором первые две цифры означают код области, а две последние это номер дороги (например, Т 2504).

Классификация дорог по покрытию:

  • дороги с плотным одно- или двухслойным твердым покрытием;

  • грунтовые дороги, имеющие каркасные добавки из щебня или гравия.

Классификация по категориям происходит в зависимости от:

  • количеству полос движения и их ширины;

  • ширины проезжей части, земляного полотна и полосы отвода;

  • продольного наклона полотна и радиуса округлений.

Распределение автомобильных путей на 5 категорий происходит относительно вышеперечисленных данных. Характеристики каждой категории дорог приведены в таблице.

Категория

2

3

4

5

Расчетная перспективная интенсивность движения (в транспортных единицах в день)

>10000

>10000

>3000-10000

>1000-3000

>150-1000

<150

Расчетная перспективная интенсивность движения (в приведенных к легковому автомобилю)

>14000

>14000

>5000-14000

>2500-5000

>300-2500

<300

Расчетная скорость движения, км/ч

130

110

90

90

90

90

Количество полос (в обе стороны), шт

4;6;8

4;6

2

2

2

1(всього)

Ширина полосы движения, м

3,75

3,75

3,75

3,5

3

4,5

Ширина раздельной полосы, м

6

3

-

-

-

-

Ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м

0,75

0,5

-

-

-

-

Наименьшая ширина земляного полотна, м

28,5; 36,0; 43,5

28,5; 36,0

15

12

10

8

Наименьший радиус кривой в плане, м

1000

700

450

450

450

450

Наибольший продольный наклон, промилле

40

50

60

60

60

60

Дороги первой категории разделены на 2-4 полосы движения в одном направлении. Протяженность таких дорог по Украине составляет 2,2 тыс. км. Значительная часть таких дорог находится в Киевской области.

Техническое состояние автомобильных дорог общего пользования

В настоящее время 76,7% дорог – это черные шоссе, брусчатка или имеют покрытие из асфальтобетона или цементобетона. Остальные дороги покрыты щебнем гравием.

Из-за отсутствия должного финансирования обслуживание и ремонт дорог не проводились должным образом. В Украине существуют отрезки дорог, где не проводились ремонтные работы около 30 лет.

Однако в 2020 году начала действовать государственная программа "Большое строительство", в рамках которой происходит строительство и капитальный ремонт многих транспортных артерий, а также оборудование их соответствующей инфраструктурой.

На 2022 г. было запланировано строительство 5500 км дорог государственного значения и 1400 км дорог местного уровня.

Share this: