Сеть автомобильных дорог Украины
Современные сети автомобильных дорог Украины были созданы еще до 80-х годов прошлого века. Наибольшую интенсивность дорожное строительство имело в 60-70 годах. Эти дороги строились с соблюдением высоких стандартов и отвечали всем требованиям транспортных средств того времени. В настоящее время эти дороги обычно укрепляют и расширяют проезжую часть.
Но начиная с 90-х годов количество транспортных средств на дорогах выросло почти в три раза. А характеристики автомобилей значительно изменились, но в разы превосходили показатели автомобилей советского автопрома. Это привело к необходимости расширения, улучшения сети автомобильных дорог.
Для оптимального решения проблемы модернизации дорожной сети требовалось провести соответствующие исследования. Разработка методики и применение цифрового моделирования помогла выявить наиболее проблемные места в транспортных потоках и сформировать решение проблем по перегрузке на определенных перезагрузках участках дорог.
Классификация автомобильных дорог
Классификация дорожных путей осуществляется в соответствии с характеристиками:
значение дороги;
дорожное покрытие;
категория.
Классификация дорог по значению:
автомобильные дороги общего использования государственного и местного уровня.
улицы и дороги городов и других населённых пунктов;
ведомственные (технологические) автомобильные дороги. Это внутрихозяйственные технологические дороги, являющиеся собственностью юридических или физических лиц;
автомобильные дороги на частных территориях. Это авто дороги на территориях, находящихся в принадлежности юридических (негосударственных либо физических лиц).
В настоящее время протяженность всех автомобильных дорог, являющихся собственностью государства, равна 169,6 тыс. км, из них 52 тыс км. это дороги государственного значения, остальные 117,6 тыс. км. местного.
К дорогам государственного значения относятся международные, национальные, региональные и территориальные автотранспортные сообщения.
Международные дороги относятся к сети Европейских транспортных путей и имеют соответствующую индексацию и обозначаются буквой и двузначным числом. В Украине международные дороги обозначены индексом М01, М02, М03... М30.
В соответствии с соглашением о главных транспортных сообщениях (AGR) от 15.11.1975 такие дороги обозначаются буквой "Е" и двузначным числом.
Индекс дорог следующих с запада на восток имеет в составе цифру, которая заканчивается на “0”(Е20, Е30 и так далее), а промежуточные дороги заканчиваются на четную цифру(Е12, Е14 и так далее).
Основные автодороги, соединяющие направление "юг-север", имеют индекс, который начинается на нечетную цифру и заканчивается на 5 (Е05, Е15), а промежуточные дороги этого направления имеют в конце нечетную цифру (Е01, Е03).
Дороги национального значения не относятся к международным дорогам и соединяют между собой Киев и административные центры областей. Такие пути имеют индекс, обозначаемый буквой "Н" и двузначным числом.
Дороги местного значения составляют значительную часть автомобильных дорог и делятся на:
областные;
районные.
Региональные дороги соединяют между собой областные центры и основные пути с аэропортами, большими железнодорожными узлами, портами, курортными зонами и значимыми культурными объектами. Индекс таких дорог начинается буквой "Р". Территориальные дороги соединяют между собой районные центры. Индекс таких дорог состоит из буквы "Т" и четырехзначного числа, в котором первые две цифры означают код области, а две последние это номер дороги (например, Т 2504).
Классификация дорог по покрытию:
дороги с плотным одно- или двухслойным твердым покрытием;
грунтовые дороги, имеющие каркасные добавки из щебня или гравия.
Классификация по категориям происходит в зависимости от:
количеству полос движения и их ширины;
ширины проезжей части, земляного полотна и полосы отвода;
продольного наклона полотна и радиуса округлений.
Распределение автомобильных путей на 5 категорий происходит относительно вышеперечисленных данных. Характеристики каждой категории дорог приведены в таблице.
Категория | 1а | 1б | 2 | 3 | 4 | 5 |
Расчетная перспективная интенсивность движения (в транспортных единицах в день) | >10000 | >10000 | >3000-10000 | >1000-3000 | >150-1000 | <150 |
Расчетная перспективная интенсивность движения (в приведенных к легковому автомобилю) | >14000 | >14000 | >5000-14000 | >2500-5000 | >300-2500 | <300 |
Расчетная скорость движения, км/ч | 130 | 110 | 90 | 90 | 90 | 90 |
Количество полос (в обе стороны), шт | 4;6;8 | 4;6 | 2 | 2 | 2 | 1(всього) |
Ширина полосы движения, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,5 | 3 | 4,5 |
Ширина раздельной полосы, м | 6 | 3 | - | - | - | - |
Ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м | 0,75 | 0,5 | - | - | - | - |
Наименьшая ширина земляного полотна, м | 28,5; 36,0; 43,5 | 28,5; 36,0 | 15 | 12 | 10 | 8 |
Наименьший радиус кривой в плане, м | 1000 | 700 | 450 | 450 | 450 | 450 |
Наибольший продольный наклон, промилле | 40 | 50 | 60 | 60 | 60 | 60 |
Дороги первой категории разделены на 2-4 полосы движения в одном направлении. Протяженность таких дорог по Украине составляет 2,2 тыс. км. Значительная часть таких дорог находится в Киевской области.
Техническое состояние автомобильных дорог общего пользования
В настоящее время 76,7% дорог – это черные шоссе, брусчатка или имеют покрытие из асфальтобетона или цементобетона. Остальные дороги покрыты щебнем гравием.
Из-за отсутствия должного финансирования обслуживание и ремонт дорог не проводились должным образом. В Украине существуют отрезки дорог, где не проводились ремонтные работы около 30 лет.
Однако в 2020 году начала действовать государственная программа "Большое строительство", в рамках которой происходит строительство и капитальный ремонт многих транспортных артерий, а также оборудование их соответствующей инфраструктурой.
На 2022 г. было запланировано строительство 5500 км дорог государственного значения и 1400 км дорог местного уровня.