beta
Сервис работает в бета-режиме
Некоторые функции могут работать некорректно, если вы заметили ошибку, пожалуйста сообщите нам в чате

Сеть автомобильных дорог Украины

Современные сети автомобильных дорог Украины были созданы еще до 80-х годов прошлого века. Наибольшую интенсивность дорожное строительство имело в 60-70 годах. Эти дороги строились с соблюдением высоких стандартов и отвечали всем требованиям транспортных средств того времени. В настоящее время эти дороги обычно укрепляют и расширяют проезжую часть.

Но начиная с 90-х годов количество транспортных средств на дорогах выросло почти в три раза. А характеристики автомобилей значительно изменились, но в разы превосходили показатели автомобилей советского автопрома. Это привело к необходимости расширения, улучшения сети автомобильных дорог.

Для оптимального решения проблемы модернизации дорожной сети требовалось провести соответствующие исследования. Разработка методики и применение цифрового моделирования помогла выявить наиболее проблемные места в транспортных потоках и сформировать решение проблем по перегрузке на определенных перезагрузках участках дорог.

Классификация автомобильных дорог

Классификация дорожных путей осуществляется в соответствии с характеристиками:

  • значение дороги;

  • дорожное покрытие;

  • категория.

Классификация дорог по значению:

  • автомобильные дороги общего использования государственного и местного уровня.

  • улицы и дороги городов и других населённых пунктов;

  • ведомственные (технологические) автомобильные дороги. Это внутрихозяйственные технологические дороги, являющиеся собственностью юридических или физических лиц;

  • автомобильные дороги на частных территориях. Это авто дороги на территориях, находящихся в принадлежности юридических (негосударственных либо физических лиц).

В настоящее время протяженность всех автомобильных дорог, являющихся собственностью государства, равна 169,6 тыс. км, из них 52 тыс км. это дороги государственного значения, остальные 117,6 тыс. км. местного.

К дорогам государственного значения относятся международные, национальные, региональные и территориальные автотранспортные сообщения.

Международные дороги относятся к сети Европейских транспортных путей и имеют соответствующую индексацию и обозначаются буквой и двузначным числом. В Украине международные дороги обозначены индексом М01, М02, М03... М30. 

В соответствии с соглашением о главных транспортных сообщениях (AGR) от 15.11.1975  такие дороги обозначаются буквой "Е" и двузначным числом.

Индекс дорог следующих с запада на восток имеет в составе цифру, которая заканчивается на “0”(Е20, Е30 и так далее), а промежуточные дороги заканчиваются на четную цифру(Е12, Е14 и так далее).

Основные автодороги, соединяющие направление "юг-север", имеют индекс, который начинается на нечетную цифру и заканчивается на 5 (Е05, Е15), а промежуточные дороги этого направления имеют в конце нечетную цифру (Е01, Е03).

Дороги национального значения не относятся к международным дорогам и соединяют между собой Киев и административные центры областей. Такие пути имеют индекс, обозначаемый буквой "Н" и двузначным числом.

Дороги местного значения составляют значительную часть автомобильных дорог и делятся на:

  • областные;

  • районные.

Региональные дороги соединяют между собой областные центры и основные пути с аэропортами, большими железнодорожными узлами, портами, курортными зонами и значимыми культурными объектами. Индекс таких дорог начинается буквой "Р". Территориальные дороги соединяют между собой районные центры. Индекс таких дорог состоит из буквы "Т" и четырехзначного числа, в котором первые две цифры означают код области, а две последние это номер дороги (например, Т 2504).

Классификация дорог по покрытию:

  • дороги с плотным одно- или двухслойным твердым покрытием;

  • грунтовые дороги, имеющие каркасные добавки из щебня или гравия.

Классификация по категориям происходит в зависимости от:

  • количеству полос движения и их ширины;

  • ширины проезжей части, земляного полотна и полосы отвода;

  • продольного наклона полотна и радиуса округлений.

Распределение автомобильных путей на 5 категорий происходит относительно вышеперечисленных данных. Характеристики каждой категории дорог приведены в таблице.

Категория

2

3

4

5

Расчетная перспективная интенсивность движения (в транспортных единицах в день)

>10000

>10000

>3000-10000

>1000-3000

>150-1000

<150

Расчетная перспективная интенсивность движения (в приведенных к легковому автомобилю)

>14000

>14000

>5000-14000

>2500-5000

>300-2500

<300

Расчетная скорость движения, км/ч

130

110

90

90

90

90

Количество полос (в обе стороны), шт

4;6;8

4;6

2

2

2

1(всього)

Ширина полосы движения, м

3,75

3,75

3,75

3,5

3

4,5

Ширина раздельной полосы, м

6

3

-

-

-

-

Ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м

0,75

0,5

-

-

-

-

Наименьшая ширина земляного полотна, м

28,5; 36,0; 43,5

28,5; 36,0

15

12

10

8

Наименьший радиус кривой в плане, м

1000

700

450

450

450

450

Наибольший продольный наклон, промилле

40

50

60

60

60

60

Дороги первой категории разделены на 2-4 полосы движения в одном направлении. Протяженность таких дорог по Украине составляет 2,2 тыс. км. Значительная часть таких дорог находится в Киевской области.

Техническое состояние автомобильных дорог общего пользования

В настоящее время 76,7% дорог – это черные шоссе, брусчатка или имеют покрытие из асфальтобетона или цементобетона. Остальные дороги покрыты щебнем гравием.

Из-за отсутствия должного финансирования обслуживание и ремонт дорог не проводились должным образом. В Украине существуют отрезки дорог, где не проводились ремонтные работы около 30 лет.

Однако в 2020 году начала действовать государственная программа "Большое строительство", в рамках которой происходит строительство и капитальный ремонт многих транспортных артерий, а также оборудование их соответствующей инфраструктурой.

На 2022 г. было запланировано строительство 5500 км дорог государственного значения и 1400 км дорог местного уровня.

Поделиться: