beta
Сервис работает в бета-режиме
Некоторые функции могут работать некорректно, если вы заметили ошибку, пожалуйста сообщите нам в чате

Тахограф - что это такое, как с этим “бороться”

Большинство водителей и владельцев автотранспорта, используемого в коммерческих целях, считают тахограф дополнительным средством для взыскания средств. Но это не так.

Что такое тахограф

Тахограф – это бортовое контролирующее устройство, регистрирующее скорость движения автомобиля, режим труда и отдыха водителя и сопровождающего персонала. Особенностью такого вида контролирующих устройств является возможность идентификации пользователей.

Конечно, такое оборудование дорогостоящее, но польза от его использования значительно превышает затраты на установку тахографа. Такой контроль над работой персонала и соблюдением режима работы и отдыха значительно снижает риски ДТП, что помогает избежать убытков.

При корректном применении данных, полученных из тахографа, можно предотвратить нарушение правил водителями, а вместе с тем и расход вашего автопарка. При наличии тахографа пробег автомобиля уже так просто поменять не удастся, нужно специализированное оборудование, которое сложно приобрести.

Назначение тахографа

В первую очередь, тахограф предназначен для предупреждения дорожно-транспортных происшествий и общего уменьшения опасных ситуаций в пути, а также для сохранения жизни и здоровья водителя данного автотранспорта. Такой результат достигается посредством фиксирования скорости движения (в конкретный момент времени, а также средней) и контроля рабочего режима водителя.

Безусловно, такой контроль может снизить эффективность экипажа, но значительно уменьшит риски непредвиденных расходов на штрафы или компенсации потерь при ДТП.

Установка такого прибора обезопасит ваш автопарк и сохранит жизнь и здоровье персонала.

Важно, что тахограф был оснащен навигационным и позиционирующим модулем, также большинство таких приборов делают невозможным изменение зафиксированной ими информации с преступными намерениями.

Такие контролирующие приборы должны проходить обязательную сертификацию, позволяющую использовать накопленную у них информацию в суде или как юридически веское доказательство.

Виды тахографов

Все тахографы независимо от производителя, делятся на 2 вида:

  • цифровой

  • аналоговый

Аналоговые приборы постепенно выходят из употребления из-за того, что считаются устаревшими. Принцип их работы базируется на записи показателей датчиков на круговую диаграмму, в которую предварительно внесены персональные данные водителя.

Цифровые тахографы – это наиболее широко используемые устройства. Они оборудованы криптографическим модулем, который обеспечивает надежную защиту информации, более точную фиксацию во времени и координатах.

Как устроен тахограф

Снаружи тахограф напоминает магнитолу и монтируется в автомобиль как один маленький блок (1-Din). Но есть модели круглой формы, напоминающие спидометр, но их функционал значительно шире.

Основные функциональные части тахографа:

  • система управления (кнопки) и дисплей;

  • устройство для печати собранных данных, работающее по использованию термоленты по принципу кассового аппарата;

  • устройство считывания тахографических карт, используемых для идентификации персонала;

  • GPRS модем, с помощью которого можно отслеживать движение автомобиля в реальном времени и хранить данные тахографа на сервере в течение длительного времени;

  • специализированный датчик движения, который не просто фиксирует параметры движения автотранспорта, но и записывает их в зашифрованном виде, что делает невозможным преднамеренную модификацию данных.

Для подключения контролирующего устройства можно использовать цифровую шину CAN или другие более простые подключения электропроводки транспортного средства.

Тахограф начинает контролировать время и скорость при запуске двигателя. Важно, чтобы при установке прибора не были повреждены датчики, потому что это может привести к некорректной работе прибора.

Модуль СКЗИ

Аббревиатура СКЗИ расшифровывается как средство криптографической защиты информации. Этот модуль имеет встроенную карту памяти, которая энергетически независима от системы автомобиля, а также криптографический процессор. Производство таких модулей и сертификация контролируется соответствующими государственными органами. Основная функция модуля СКЗИ - это невозможность корректировки и модификации записанных данных.

Блок криптографической защиты позволяет:

  • работать с цифровыми подписями;

  • защитить зафиксированные данные;

  • согласовывать зафиксированную информацию со временем записи.

Калибровка тахографа

Тахограф – это не только фиксирующий прибор, но и измеряющий. Потому как и большинство измерительных приборов, он нуждается в корректировке и калибровке относительно эталонных значений с допустимой погрешностью.

Калибровка устройства происходит в следующих случаях:

  • начальная установка нового прибора;

  • некорректная работа вмонтированных часов, при расхождении более чем на 20 мин;

  • после ремонта электрических систем или самих датчиков;

  • при изменении регистрационного номера или других модификаций основных характеристик автомобиля;

  • по истечении двух лет с момента последней калибровки.

Важно провести первичную калибровку не позднее одной недели с момента установки или изменения регистрационного номера. Калибровка проходит в два этапа – стендовые испытания и дорожные.

На стендовом визуальном осмотре:

  • проверяется карточка, на которой зафиксированы данные подтверждения типа прибора и карты автомастерской обслуживающей прибор;

  • проверяется основные элементы, на которых есть реквизиты производителя;

  • проводится контрольный осмотр пломб производителя или мастерской, осуществляющей обслуживание;

  • проверка целостности датчиков движения и электрических соединений.

При проверке в дорожных условиях:

  • проводится техосмотр автомобиля;

  • осуществляется проверка соответствия индексу W 9(передающие соотношения в трансмиссии автомобиля при стандартном давлении в шинах);

  • программируется тахограф с учетом коэффициента соответствия;

  • проверяются часы и их настройки при необходимости;

  • согласовываются показатели датчиков движения и самого устройства;

  • устанавливается погрешность и ее соответствие норме;

  • вносятся необходимые показатели в память прибора;

  • устанавливается карта с необходимыми настройками для контрольного прибора;

  • производится опломбирование устройства, датчиков и сопутствующих элементов.

Важно! Все имеющиеся пломбы могут быть сняты только в сертифицированной мастерской. При этом составляется соответствующая документация, в которой указана причина распломбировки.

Использование тахографа

Конечно не всем нравится принудительная обязательная установка таких приборов контроля, но учитывая европейский опыт можно сделать вывод, что наличие тахографа значительно снижает риск попадания в ДТП. Это обусловлено тем, что водитель соблюдает скоростной режим и отдых. Эти все факторы позволяют избежать дополнительных непредвиденных затрат, а именно:

  • отсутствие штрафов за превышение скорости;

  • предотвращение слива горючего и других жидкостей;

  • отсутствие штрафа за неиспользование тахографа.

Установка тахографа

Основной документ регламентирующий использование таких устройств это - Приказ Министерства инфраструктуры №36 от 13.12.2013

Обязательной установке тахографа подлежат следующие транспортные средства:

  • автобусы, осуществляющие перевозку более 8 пассажиров;

  • автомобили, осуществляющие транспортировку грузов повышенной опасности;

  • грузовики общей массой более 3,5 тонн, выполняющих международные перевозки.

Также транспортная компания должна обеспечить водителя и сопровождающего персонала всеми необходимыми расходными материалами, руководством по использованию устройства и провести инструктаж.

Обязанности водителя

Водитель обязан соблюдать все правила и нормы использования тахографа, а именно:

1. Перед началом работы водитель должен установить персональную тахокарту в тахограф. Кота второго водителя, во время его отдыха, также должна находиться в устройстве.

2. Водитель обязан по требованию контролера напечатать нужный отчет.

3. Водитель обязательно должен знать правила использования устройства, находящегося в его автомобиле.

Карты для тахографа

Индивидуальные тахографические карты используются для контроля работы водителя и обслуживающего персонала. Каждая такая карта оснащена специальным чипом доступа, который практически невозможно фальсифицировать. Основные виды карт:

  • карта мастера – используется для обслуживания и ремонта прибора учета;

  • карта владельца – предоставляет доступ ко всем показателям, которые фиксировало устройство;

  • карта контроллера – такой картой пользуются работники контролирующих органов, для фиксации показателей;

  • карта водителя – непосредственно служит персональным идентификатором.

Сама карта очень похожа на карту операторов мобильной связи, однако со значительно большим уровнем защиты. Карта обязательно устанавливается в тахографе перед началом работы, а печатать отчет ежедневно не нужно. Однако если карта потеряна, водителю разрешено работать без карты в течение 14 дней с ежедневной печатью отчета.

Возможно ли обмануть тахограф

Многие недобросовестные водители пытались придумать способ как обойти тахограф. В ход пошли скрепки, магниты и прочие подручные средства. Также аналоговые приборы часто отсоединялись от аккумулятора. Но никакого действенного способа так и не нашлось. Почти во всех случаях это приводило к поломке дорогостоящего устройства или к сбою в его работе и быстрому разоблачению преступления. Тахографы со встроенным GPRS при попытке вмешательства в работу устройства сигнализируют об аварии, поэтому тахографы такого типа ни в коем случае самостоятельно нельзя отсоединять:

  • от датчика скорости,

  • от кабеля воспаления,

  • от аккумулятора.

В памяти цифрового тахографа хранятся не только информация с датчиков, но и все проводимые с этим устройством манипуляции.

Не стоит вмешиваться в работу тахографа потому, что иногда его показатели могут пригодиться вам в конфликтной ситуации.


Поделиться: