Стоит ли спешить с заменой лысой резины?
В настоящее время, когда количество автомобилей на дорогах растет с каждым годом, то и количество дорожно-транспортных происшествий тоже увеличивается с высокой скоростью. И одна из наиболее распространенных причин – это неправильная эксплуатация автомобильных шин. Иногда владельцы автотранспорта пользуются изношенными шинами, пока те совсем не выйдут из строя. Но нужно ясно понимать, к чему это может привести и какие последствия вы получите.
Можно ли ездить на лысой резине?
Изношенная шина имеет очень похожую поверхность с шинами, используемыми в автоспорте. Разница заключается в том, что шины для автоспорта (слик) рассчитаны исключительно на сухую погоду и изготовлены из принципиально других материалов. По сравнению со сликом изношенная резина без канавок имеет значительно меньший коэффициент сцепления с дорогой. К тому же спортивные шины во время движения деформируются по-другому и будто прилипают к дороге, что отнюдь не свойственно обычным резиновым покрышкам.
В Украине на законодательном уровне запрещается использовать шины глубина протектора которых износилась и составляет менее 1,6 мм. Это ограничение обосновывается тем, что при быстром вращении колеса на резину действует центробежная сила и выталкивает протектор наружу, а при таком износе пятно контакта шины с дорожным покрытием становится критически малым.
Например: если шина изношена более чем на 70%, то в статическом положении площадь контакта почти не будет отличаться от показателей новой резины, но если автомобиль начнет двигаться, то площадь контакта шины с поверхностью начнет быстро уменьшаться. При скорости более 100 км/ч площадь контакта изношенной шины может снизиться до 90%, а новая шина, у которой протектор составляет примерно 7 мм, при такой скорости снизит свой контакт с дорожным покрытием не более чем на 50%.
Стоит отметить, что в зимний период не стоит использовать шины с протектором менее 3-4 мм, особенно если глубина протектора на колесах разная то автомобиль может легко потерять управляемость.
Высокие показатели сцепления резины с дорожным покрытием улучшают управляемость автомобилем. Соответственно используя изношенную резину водитель подвергает опасности себя и других участников дорожного движения.
Штраф за езду на лысой резине
На территории Украины правилами дорожного движения запрещается использовать изношенные шины и для определенного вида транспорта установлена минимальная высота рисунка протектора:
для автомобилей, имеющих массу менее 3,5 т, глубина протектора должна составлять не меньше 1,6 мм.
для грузового автомобильного транспорта массой более 3,5 т протектор должен быть от 1,0 мм.
для мотоциклов и мопедов глубина протектора должна составлять от 0,8 мм.
Также запрещено использовать шины с различными протекторами и всевозможными повреждениями или порезами.
Однако штрафы за такие нарушения в настоящее время очень низки и составляют от 340 гривен при применении ст. 121 КУоАП и 680 грн согласно ст. 121-2 – 680 грн. Также транспортное средство может быть задержано до устранения проблемы (замены шин). При повторном нарушении в течение следующего года, водителя могут лишить прав управления транспортными средствами на 3-6 месяцев.
В 2022 году была зарегистрирована законодательная инициатива по дополнению КУоАП новой статьей 121-3. В этой статье предусматривается усиление ответственности для водителей грузовых транспортных средств и автобусов, а именно за изношенные на грузовиках и автобусах предусматривается штраф до 8500 грн., при повторном аналогичном правонарушении водителя будут лишать прав на срок от шести месяцев до одного года.
Также следует обратить внимание на то, как страховые компании относятся к изношенной резине. Страховая компания может отказаться возмещать средства в случае ДТП, если у вашего транспортного средства уровень износа шин будет меньше нормы.