beta
Сервис работает в бета-режиме
Некоторые функции могут работать некорректно, если вы заметили ошибку, пожалуйста сообщите нам в чате

Особенности движения по режиму труда и отдыха водителя в Европе и Украине: сравнительная характеристика

Вся рабочая деятельность частных перевозчиков и транспортных компаний, как в Украине так и в ЕС, регулируется соответствующим законодательством. До недавнего времени Украина не так строго контролировала работу водителей дальнобойщиков как Европа.

Но по мере того, как наша страна приближается к вступлению в Европейский союз, законодательство Украины также адаптируется под европейское.

Режим труда и отдыха водителей в Украине


Вся работа водителей транспортных средств в Украине регулируется в соответствии с Указом Министерства транспорта и связи № 340 от 07.06.2010 “Об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств”.

Согласно этого документа и последней его правки №337 от 24.06.2021 водитель должен соблюдать следующий рабочий режим:

1. Простой, в котором не виноват водитель, считается рабочим временем. При этом водитель может не находится на рабочем месте, но быть на связи и готовым приступить к работе по первому требованию.

2. Продолжительность времени, в течении которого водитель может находиться за рулем, не должна превышать 9 часов за смену, 56 часов за рабочую неделю и 90 часов на протяжении 14 дней.

3. Работодатель может увеличить длительность рабочей смены до 12 часов, но вождение при этом не должно превышать 9 часов. В исключительных случаях, и только 2 раза в неделю, разрешено находиться за рулем 10 часов.

4. На еженедельный отдых должен выделяться как минимум один полноценный выходной день.

5. Из законодательства теперь исключен пункт о том, что охрана транспортного средства считается рабочим временем.

6. Рабочая смена водителя должна длится до 9 часов, дважды в неделю ее можно продлить на 1 час.

7. Также отменена норма продолжительности смены до 8 часов для персонала который перевозит крупногабаритный или опасный груз.

8. Рабочий день может быть продлен водителем в случае форс-мажорных обстоятельствах, при которых движение автомобиля может быть продолжено.

9. После 4,5 часа вождения должен наступить отдых, не менее 45 минут. Этот период может быть разделен на две остановки по 30 и 15 минут.

10. Ежедневный отдых между сменами увеличился до 11 часов.

11. При условии, что экипаж транспортного средства состоит из двух водителей, отдых каждого из них должен быть не менее 9 (раньше было 8) часов.

12. Водитель должен хранить записи с тахографа в течении следующих 28 дней.

13. В автомобиле, где не установлен тахограф, водители должны вести специальный транспортный журнал и фиксировать график работы.

Режим труда и отдыха водителя в ЕС


Описанные выше нормы законодательства для водителей грузовых транспортных средств в Украине аналогичны Европейским.

Транспортные компании, которые занимаются международными перевозками изначально следовали положениям Директивы 561/2006.

В соответствии с этим документом, каждое транспортное средство, которое используется в коммерческих целях, должно быть оборудовано средством учета и контроля режима труда и отдыха водителя. Это оборудование должно иметь соответствующий европейский сертификат.

За управление автомобилем без тахографа грозит штраф и даже задержание транспортного средства.


Каждое положение директивы должно соблюдаться беспрекословно, а время труда и отдыха водителя должно быть строго регламентировано. Такой подход позволил сократить количество дорожно-транспортных происшествий с участием грузовиков до минимума.

Нарушение норм труда грозит значительными штрафами не только водителю, но и владельцу транспортного средства.

Каждое требование к режиму труда можно отнести к категории ежедневных, еженедельных или двухнедельных.

Труд водителя в Европе регламентируется следующим образом.

Ежедневный отдых


Обычный режим: отдых водителя составляет 11 часов

Сокращенный отдых не более 2 раз в неделю может быть 9 часов.

Общее время вождения за двое суток не должно превышать 19 часов, а за неделю 56 часов.

Вот 3 распространенные схемы распределения рабочего времени на один день:

  • 4,5 часа за рулем ->перерыв 45 минут -> 4,5 часа за рулем -> ежедневный отдых;

  • 2,5 часа вождения -> перерыв 15 минут -> 2 часа вождения -> перерыв 30 минут -> 4,5 часа за рулем -> ежедневный период отдыха;

  • 3 часа вождения -> отдых 45 минут -> 3 часа вождения -> отдых 45 минут -> 3 часа вождения -> ежедневный отдых.

Расчет рабочего времени исходя из 90 часов на две недели


Если рассматривать график труда и отдыха на неделю, то это будет выглядеть так:

1. Стандартная схема на 90 часов

  • первая неделя 45 рабочих часов состоит из 5 дней по 9 часов работы плюс 2 выходных

  • вторая неделя 45 рабочих часов состоит из 5 дней по 9 часов работы плюс 2 выходных

2. Нестандартное распределение 90 часов

  • первая неделя 56 рабочих часов состоит из 4 дней по 9 часов, 2 дней по 10 часов и одного выходного

  • вторая неделя 34 часа состоит из 2 дня по 8 часов, 2 дня по 7 часов и 1 день 4 часа плюс два выходных.

Нестандартные схемы могут быть построены по разному принципу, тут важен контроль ежедневного рабочего периода, который не должен превышать 9 часов и не более двух раз в неделю 10 часов.

Каждая фирма, которая занимается услугами грузоперевозки как в Украине так и в Европе обязательно проводит четкий инструктаж своих сотрудников о важности соблюдения ЕСТР, так как это не только даст возможность водителю сохранять высокую трудоспособность, но и убережет предприятие от значительных трат на штрафы.

Учет рабочего времени


Все действия водителя, превышение скорости, а также его режим труда и отдыха должен фиксироваться специальным прибором, который называется тахограф. Это устройство должно быть установлено на каждый грузовой автомобиль, который находится на территории ЕС. Тахограф должен быть сертифицирован согласно европейских стандартов, находится в исправном состоянии и вовремя обслуживаться.

При помощи тахографа и карты водителя легко получить и проанализировать всю информацию о нарушениях режима труда и отдыха если такие были.

Этот прибор фиксирует все буквально поминутно. Если водитель сделал паузу меньше 15 минут, например 13, то тахограф не засчитает это как перерыв. Поэтому, пауза в вождении должна составлять не менее 15 минут. И так со всеми временными рамками.

Такой прибор может выдавать распечатку отчета как с самого тахографа, так и с карты пользователя. Так как за одну смену водитель может управлять несколькими транспортными средствами.

В конце смены каждый водитель обязан сделать распечатку с тахографа и хранить ее на протяжении 28 дней.

За незаконные манипуляции с тахографом, внесение в его память неправдивых данных или за отказ предоставить отчет контролирующим органам предусмотрены значительные штрафы и задержание автомобиля.

Кто имеет право проверять соблюдение режимов труда и отдыха


Запросить любую распечатку отчета за любой период времени или считывать электронные данные с прибора при помощи специального оборудования, а также производить визуальный осмотр самого прибора могут следующие лица:

  • сотрудники патрульной полиции или другого аналогичного органа в Европе;

  • сотрудники Мининфраструктуры с надлежащими полномочиями;

  • судебный исполнитель при наличии соответствующих разрешительных документов;

  • представитель транспортной компании, отвечающий за соблюдение режима труда и отдыха водителей;

  • непосредственно владелец транспортного средства.

Важно уточнить что данные из тахографа о превышении скорости на территории Украины не являются поводом для начисления штрафа. А эти данные будут полезны только для внутреннего пользования предприятия осуществляющего автомобильные грузоперевозки.

Как мы видим нормы законодательства относительно режима труда и отдыха для водителей-международников фактически аналогичны для ЕС и Украины, что позволяет крупным транспортным компаниям организовывать рабочее время своего персонала по единому стандарту независимо от маршрута их следования.


Поделиться: