beta
Сервис работает в бета-режиме
Некоторые функции могут работать некорректно, если вы заметили ошибку, пожалуйста сообщите нам в чате

Международные перевозки грузов: законодательные и правовые аспекты в транспортной логистике

Основным международно-правовым актом, регулирующим международные автомобильные перевозки грузов, является Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (CMR Конвенция). Этот международный договор, разработанный под эгидой Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, устанавливает правила и процедуры, применяемые сторонами заключения, исполнения и расторжения договора международной дорожной перевозки грузов. CMR Конвенция является основополагающей нормой, унифицирующей условия, связанные с документами и ответственностью перевозчика. Она была подписана в Женеве 19 мая 1956 года и вступила в силу 2 июля 1961 года. Конвенцией объединены многочисленные государства, включая Австрию, Белоруссию, Германию, Францию, Венгрию, Италию, Россию и другие.

Страны-участники Конвенции об автомобильных перевозках грузов обязались безусловно использовать ее положения по регулированию условий таких перевозок. Специальные соглашения не позволяют изменять положения Конвенции и применяются без изменений, изъятий или дополнений. Соглашения между странами касаются общих правил и положений, включая дороги, водительские права, разрешения, страхование, налоги, контроль и платежи. Любые соглашения, противоречащие Конвенции, считаются недействительными, но это не влияет на другие условия договора.

Договор международных перевозок

Международным договором перевозки грузов считается тот, где пункт приема и пункт сдачи находятся в разных странах. Конвенция обеспечивает компенсацию таких договоров и применяется независимо от национальности сторон. Договор считается международным даже без пересечения границы, если он подпадает под юрисдикцию Конвенции. Конвенция требует, чтобы одно из мест назначения или сдачи было в стране-участнике. Она регулирует международные автомобильные перевозки грузов в постсоветском пространстве и применяется к коммерческим и государственным перевозчикам, за исключением некоторых видов грузов. Разрешения не требуются для временных некоммерческих перевозок на территории других стран.

Конвенция применяется ко всем международным автомобильным перевозкам, включая перевозки, где часть маршрута выполняется другим видом транспорта без перегрузки груза. В таких случаях ответственность перевозчика определяется в соответствии с нормами транспорта, выполняющими данный этап перевозки. Автоперевозчик является заказчиком транспортной услуги и отвечает перед отправителем и получателем груза. Применяются правила и нормы соответствующего вида транспорта для решения вопросов повреждений, порчи или потери груза, а также просрочки в доставке. Порядок начисления возмещения и размер сумм подлежат определению в соответствии с договором и законодательством, регулирующим вид транспорта, который осуществляет перевозку.

Главные аспекты договора о международных перевозках

Раздел III Конвенции (статьи 4-16) регулирует условия заключения и выполнения договора перевозки груза. Конвенция не дает точного определения настоящего договора, но устанавливает его международный характер и обязательные условия. Отправитель выступает как правомочное лицо к выдаче груза получателю, а накладное подтверждает заключение договора. Форма и содержание контракта определяются сторонами, а количество накладных зависит от потребностей перевозки. Накладная содержит обязательные реквизиты, инструкции по оплате и таможенным формальностям, а также оговорки о юрисдикции Конвенции. Дополнительные данные могут быть добавлены при необходимости сторон.

Соглашение о купле-продаже обязывает стороны нести транспортные расходы, включая провозные платежи перевозчику согласно правилам Инкотермс. Накладная подтверждает исполнение обязанностей продавца по соглашению и указывает, кто оплатил перевозку. В зависимости от условий сделки услуги перевозки могут быть оплачены продавцом или покупателем. Конвенция позволяет сторонам добавлять необходимую информацию в накладную. Отправитель обычно отвечает за оформление накладной и внесение в нее сведений. Доказательством тому могут быть сведения, внесенные перевозчиком от имени отправителя. Если накладная оформлена экспедитором, она считается оформленной самим отправителем.

Перевозчик должен проверить записи в накладной с фактическим состоянием груза и его упаковкой. В случае сомнений или невозможности проверки, перевозчик может оговориться, но это должно быть согласовано отправителем. Проверка массы и содержимого груза не обязательна для перевозчика, но может потребоваться отправителем. Необходимые сопроводительные документы на товар должны быть предоставлены отправителем. Ущерб, вызванный отсутствием или неправильностью документов, несет отправитель, а перевозчик несет ответственность за использование предоставленных документов.

Отправитель и получатель договариваются, что право распоряжаться грузом принадлежит получателю с момента сборки накладной. Для этого используется специальная процедура, включая внесение инструкций в накладную. Получатель может передать груз другому лицу, но не может назначать других получателей. Перевозчик должен выполнять инструкции, а в случае невыполнения нести ответственность за ущерб. Конвенция также регулирует действия перевозчика, если возникли препятствия при выполнении договора перевозки.

Местом погрузки груза обычно является таможенный терминал или склад.

Основные положения

Перевозчик подтверждает свои обязанности посредством складского документа.

Груз может быть продан перевозчиком, если:

  • груз скоропортящийся;

  • состояние груза требует продажи;

  • расходы по хранению превышают стоимость груза;

  • перевозчик не получил инструкции противоположного содержания.

Вырученные от продажи суммы должны быть возвращены правомочному лицу, за вычетом расходов, связанных с выдачей груза.

Ответственность отправителя:

  • Отправитель несет ответственность за неточность или неполноту данных в накладной.

  • Отправитель также несет ответственность за ущерб, причиненный перевозчику из-за недостатков упаковки и неправильной загрузки.

Ответственность перевозчика:

  • Перевозчик отвечает за потерю, повреждение и просрочку в доставке груза.

  • Перевозчик освобождается от ответственности при вине отправителя или получателя, дефектов груза или форс-мажорных обстоятельств.

  • Доказательство отсутствия вины возложено на перевозчика.

Это основные положения, регулирующие выгрузку, хранение и ответственность в перевозке груза.

Перевозчик освобождается от ответственности за:

  • Груз, перевозимый на открытых брезентовых транспортных средствах.

  • Груз без должной упаковки или с дефектами упаковки.

  • Потери или повреждения, вызванные действиями отправителя или получателя во время загрузки, укладки или выгрузки.

  • Особые природные свойства груза, такие как коррозия, гниение, усыхание, действие паразитов и т.д.

  • Недостаточная маркировка или нумерация грузовых мест.

  • Перевозка живых животных.

  • Перевозчик может быть уволен, если докажет отсутствие своей вины и действовал в соответствии с указаниями отправителя.

Перевозчик несет ответственность за ущерб, причиненный грузу согласно договору, за исключением определенных обстоятельств. Доказательство отсутствия вины по этим обстоятельствам возложено на перевозчика. Размер возмещения зависит от стоимости груза, определенной по рыночной цене или обычной стоимости. Однако ответственность перевозчика ограничена до определенного размера, который может быть выражен в специальных правах заимствования. Перевозчик также не несет ответственности за косвенные убытки, такие как снижение цен или нарушение сроков доставки.

Статьи 23 и 24 устанавливают правила возмещения ущерба перевозчиком при потере или повреждении груза. Предел ответственности перевозчика действует, если не было договоренностей о снятии этого предела или замене его большей суммой. Объявленная стоимость груза должна быть указана в накладной. Ответственность перевозчика может быть повышена по договоренности сторон.

В случае ущерба, предусмотренного соглашением, требуют дополнительного возмещения по размерам, установленным статьями 23 и 24. Возмещение может быть произведено за пределами этих статей в соответствии с соглашением, предусмотренным статьей 26. Ответственность перевозчика за просрочку доставки ограничена провозными платежами.

Перевозчик возмещает ущерб от просрочки доставки согласно условиям соглашения. Недоставка груза в течение определенного срока может привести к юридической потере. Возмещение зависит от размера потери и может включать проценты. Перевозчик несет ответственность за действия своих агентов и служащих, если они действуют внутри своих обязанностей. Ответственность ограничена.

Ст. 22: Отправитель должен указать характер опасности и меры безопасности; без этих сведений перевозчик может выгрузить, обезвредить или уничтожить груз.

Ст. 41: Соглашение, противоречащее Конвенции, недействительно; перевозчик не может страховать груз; собственность на груз не переходит к перевозчику.

Претензии подаются против перевозчика; процедуры зависят от времени доставки; опоздание может привести к ответственности без претензий.

Принятый груз считается таким, как указано; претензии о потерях/повреждении подаются в установленные сроки; процедуры подачи претензий необязательны, кроме просроченной доставки.

Ст. 31: Истец может обращаться в компетентные суды, указанные в Конвенции, включая суды проживания ответчика и места заключения договора. Повторный иск не допускается, если спор уже рассмотрен. Исковая давность составляет 1 год. Арбитраж применим при условии указания в договоре. Большинство стран мира являются участниками Нью-Йоркской конвенции о признании иностранных арбитражных решений.

Таможенная конвенция МДП

Международные перевозки грузов несколькими перевозчиками регулируются Конвенцией СМК. Она устанавливает правила и ответственность за выполнение договоров, когда перевозку осуществляют несколько перевозчиков последовательно. Правила включают принятие груза, взаимодействие перевозчиков, распределение ответственности и возможность регрессных исков. Конвенция также содержит положения о подписании и денонсации. Конвенция о Международной смешанной перевозке груза, принятая в 1980 году, не вступила в силу. Таможенная конвенция МДП способствует облегчению международных перевозок грузов дорожными средствами.

Конвенция МДП содержит 8 приложений, включая образец книги МДП, правила для транспортных средств и контейнеров, свидетельства и протоколы. Настоящая Конвенция касается непрерывных автодорожных перевозок без промежуточной перегрузки. Книга МДП является международным документом, изданным уполномоченными государствами и гарантирующим ответственность за операции согласно книге. Гарантийное объединение отвечает за уплату таможенных пошлин и других сумм за нарушение. Книга МДП имеет срок действия, и таможенное оформление может быть сделано с или без оговорок.

Требование об оплате суммы направляется гарантийному объединению не ранее чем через три месяца от уведомления об отказе в таможенном оформлении, оформлении с оговоркой или противозаконном/обманном оформлении книги. Максимальный срок для направления этого требования – два года, начиная со дня уведомления. Однако в случае дел, переданных на рассмотрение суда в течение двух лет, требование об оплате направляется в течение одного года после вступления судебного решения в силу. Гарантийное объединение должно уплатить суммы в течение трех месяцев с даты получения требования об оплате. Если в течение двух лет после получения требования об оплате таможенным органам будут предоставлены убедительные доказательства отсутствия нарушений, связанных с перевозкой, уплаченные суммы будут возвращены гарантийному объединению. 


Поделиться: