beta
Сервис работает в бета-режиме
Некоторые функции могут работать некорректно, если вы заметили ошибку, пожалуйста сообщите нам в чате

Оценка эффективности логистических систем: методология и практика

Эффективность логистической системы определяется уровнем качества обслуживания и общих логистических затрат. Постоянный рост интереса к улучшению эффективности логистической цепи приводит к высоким требованиям к системе оценки показателей, которая должна обеспечивать комплексную оценку логистических процессов. Главным критерием такой эффективности является минимизация логистических затрат, обеспечивая при этом необходимый уровень логистического сервиса.

Основные критерии оценки ефективности логистичемской системы

Основные критерии для оценки эффективности логистической системы:

  • расходы

  • качество услуг

  • время

  • активы.

Расходы

Расходы, связанные с логистическими операциями являются ключевым показателем результативности логистической деятельности. Эти издержки могут быть выражены общей суммой в денежном эквиваленте, расходами на единицу продукции (удельные издержки) или как процент от размера продаж. За рубежом анализ логистических затрат обычно производят в процентах к ВНП (для страны в целом) или объему продаж компании (отрасли). Детальнее мы рассмотрим сущность и состав логистических затрат ниже.

Качество услуг (удовлетворение клиентов)

Группа логистических показателей, связанных с обслуживанием потребителей включает:

  1. Совершенный заказ:

  • Полная доставка всех заказанных товаров.

  • Соблюдение установленного срока доставки с допустимым отклонением в один день.

  • Аккуратное ведение документации по заказу.

  • Выполнение согласованных условий снабжения, включая качественную установку, правильную комплектацию, готовность к использованию и отсутствие заказов.

  1. Удовлетворение потребителя

  • Доставка до назначенного срока.

  • Уровень затрат на гарантийное обслуживание.

  • Время реагирования на претензии потребителей и их удовлетворение.

  1. Качество продукции:

  • Частота повреждения продуктов.

  • Стоимость испорченных продуктов.

  • Количество претензий.

  • Количество возвратов товаров от потребителей.

  • Стоимость возвращенных товаров.

Эти характеристики используются для измерения уровня ублажения потребителей, свойства обслуживания и продукции, что помогает оценить эффективность логистических операций.

Время

Временные характеристики измеряют способность компании скоро реагировать на запросы потребителей, с момента доказательства намерения покупки до получения продукта потребителем.

Ключевые показатели времени выполнения заказов включают:

  • Продолжительность производственного цикла: время от заказа ресурсов до выпуска готового продукта, включая внешние и внутренние поставки.

  • Время реакции цепи поставок: время, необходимое для выявления и реагирования на изменения в рыночном спросе путем корректировки оперативных планов и увеличения производства.

  • Выполнение производственного плана: средняя фактическая частота соблюдения календарных планов выпуска продукции с допустимым отклонением (+5%).

  • Эти характеристики помогают измерить эффективность компании в выполнении заказов и своевременном ублажении потребностей потребителей.

Активы

Оценка активов включает эффективность использования капитала, вложенного в сооружения, оборудования и оборотного капитала, связанного с запасами. Оценка управления активами указывает на скорость оборота оборотных активов (в том числе запасов) и успешность окупаемости основных средств.

Ключевые показатели использования активов включают в себя:

  • Точность прогнозов: ретроспективная оценка, основанная на безошибочных прогнозах спроса за последние три месяца в среднем.

  • Старение запасов: затраты, связанные со старением запасов, выражены в процентах от их средней стоимости.

  • Загрузка мощностей: доля загруженных мощностей в общем объеме имеющихся мощностей.

Типичные показатели эффективности использования логистических активов также включают продолжительность операционного цикла, оборачиваемость запасов (в оборотах и днях), рентабельность совокупных активов, рентабельность оборотного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность инвестиций и т.д.

Эти абсолютные логистические показатели сами по себе имеют ограниченное значение, но могут быть использованы для сравнения по следующим критериям:

  • С абсолютными стандартами: лучшие возможные результаты.

  • С целевыми стандартами, установленными на основе реальных и достижимых целей.

  • С прошлыми стандартами, когда анализируются результаты из прошлого.

  • Со стандартами конкурентов, чтобы изучить результаты работы конкурентов.

Финансовые показатели широко используются для измерения эффективности логистической системы из-за их простоты, убедительности и способности к системному анализу и сравнению результатов. Однако они имеют свои недостатки, такие как задержка в отражении текущих результатов, медленная реакция на изменения, зависимость от бухгалтерских методов и недостаточный учет логистических аспектов. Финансовые показатели могут сигнализировать о проблемах, но не указывают их природы или пути исправления.

В последние годы все большее внимание уделяется концепции "диаграмм сбалансированных преимуществ" для определения эффективности логистической системы. Эта концепция учитывает ключевые показатели эффективности, которые часто не являются финансовыми, и предоставляет руководству компании более полные инструменты для достижения стратегических целей по сравнению с традиционными методами, основанными на финансовых оценках. Ключевые показатели эффективности определяются в соответствии со стратегическими целями компании.

Для построения такой диаграммы предлагается четырехступенчатый процесс:

  • Формулировка стратегии управления логистической цепью.

  • Выявление измеряемых параметров достигнутого успеха.

  • Определение влиятельных процессов, определяющих конечные результаты.

  • Определение основных факторов эффективности этих процессов.

В данной схеме успеха логистической системы выделяются качество, скорость и стоимость как основные критерии. Эти цели совмещают оценку свойства с внутренними показателями эффективного использования ресурсов и активов.

Измерение результатов неизбежно побуждает руководителей сосредоточиться на решении этих ключевых проблем.

Финансовые показатели широко используются для измерения эффективности логистической системы из-за их простоты, убедительности и способности к системному анализу и сравнению результатов. Однако они имеют свои недостатки, такие как задержка в отражении текущих результатов, медленная реакция на изменения, зависимость от бухгалтерских методов и недостаточный учет логистических аспектов. Финансовые показатели могут сигнализировать о проблемах, но не указывают их природы или пути исправления.

В последние годы все большее внимание уделяется концепции "диаграмм сбалансированных преимуществ" для определения эффективности логистической системы. Эта концепция учитывает ключевые показатели эффективности, которые часто не являются финансовыми, и предоставляет руководству компании более полные инструменты для достижения стратегических целей по сравнению с традиционными методами, основанными на финансовых оценках. Ключевые показатели эффективности определяются в соответствии со стратегическими целями компании.

Для построения такой диаграммы предлагается четырехступенчатый процесс:

  • Формулировка стратегии управления логистической цепью.

  • Выявление измеряемых параметров достигнутого успеха.

  • Определение влиятельных процессов, определяющих конечные результаты.

  • Определение основных факторов эффективности этих процессов.

В данной схеме успеха логистической системы выделяются качество, скорость и стоимость как основные критерии. Эти цели совмещают оценку свойства с внутренними показателями эффективного использования ресурсов и активов.

Измерение результатов неизбежно побуждает руководителей сосредоточиться на решении этих ключевых проблем.

Измерение результатов неизбежно побуждает руководителей сосредоточиться на решении этих ключевых проблем.

Современные подходы к оценке эффективности логистики

Другой подход к оценке эффективности логистической деятельности и улучшению функционирования логистической цепи заключается в понимании структуры логистических процессов. Этот подход включает в себя составление карт процесса, охватывающих потоки от заказа покупателя до поставки товара.

Составление карт процессов в логистической цепи является первым шагом к пониманию возможностей повышения эффективности через реинжиниринг. Этот подход базируется на различении времени, которое "прибавляет ценность" (время, создающее предпочтение для покупателя), и времени, которое "не добавляет ценность" (время, которое может быть избежать без потери предпочтений для покупателя).

Согласно данному методу эффективность логистической цепи может быть определена по формуле:

Элл = Чц/Члл,

где Элл – эффективность логистической цепи;

Чц – время, увеличивающее ценность;

Члл – временная длина логистической цепи.

Обычно этот показатель составляет менее 10%. Для повышения эффективности логистической цепи следует сосредоточиться на понимании логистических процессов и сокращении времени, что не увеличивает ценность.

При исследовании эффективности логистической цепи выделяются этапы ее эволюции, обусловливающие использование различных критериев. Первоначально акцент был на повышении эффективности отдельных участников или пар хозяйствующих субъектов, применяя экономические показатели для оценки. Популярными стали критерии, отражающие затраты участников цепи и экономические результаты, такие как максимум прибыли, ожидаемый финансовый результат, чистая стоимость проекта и т.д.

Дальнейшее развитие эффективности логистической деятельности состоит в более глубокой интеграции участников системы. Предложено использовать интегральный критерий как показатель эффективности, имеющий разные составляющие в зависимости от подхода и цели исследования. Однако ученые отмечают отсутствие универсального критерия, поскольку он зависит от конкретных условий и контекста.

Заключение

Развитие обслуживания потребителя и интеграция привели к комплексной оценке эффективности логистических систем с помощью многовекторных критериев. Реализация логистических проектов требует учета мультипликативного эффекта и оценки различных аспектов эффективности, таких, как надежность, устойчивость, адаптивность, экономическая эффективность и качество логистического сервиса для потребителей. Применение технологических и экономических показателей эффективности может осуществляться на разных уровнях оценки, включая стратегический, тактический и функциональный. Использование интегральной системы оценки для оценки всей логистической цепи оказывается наиболее эффективным подходом.


Поделиться: